|
В условиях, когда современные архитекторы получили большую свободу творчества, крыша становится одним из наиболее важных и существенных элементов дизайна.
Форма крыши должна сочетаться со зданием и окружающим пейзажем
В создании и законченного образа здания не многие элементы имеют такое же большое значение, как крыша. Очертания крыши еще долго остаются в памяти, позволяя воссоздать общий силуэт здания, которое уже давно скрылось из виду. Такая запоминаемость крыши связана с тем, что человек смотрит на здание снизу вверх. На крышу редко смотрят свысока - в прямом и переносном смысле - разве что, из самолета или с крыши соседнего небоскреба. Крыша - это кульминация всего здания, завершающий штрих, венец творения.
Однако это не значит, что крышу нужно рассматривать в отрыве от здания в целом. Хорошая архитектура зависит от выбора и сочетания материалов, из которых возникает завершенное здание. Хотя крыша в буквальном смысле является вершиной, она теряет всю свою ценность и ничего не добавляет к образу, если не сливается с ним и не становится частью целого. Крыша, прежде всего, должна сочетаться со зданием и окружающим пейзажем.
Раньше выбор формы и материала для крыши был очевидным и зависел от традиций, стиля или соседних зданий. Но современные архитекторы получили большую свободу творчества, и в этих условиях крыша, ее форма, материал и даже ее предназначение стали одним из важнейших и наиболее существенных элементов дизайна.
Волнующие эксперименты
Сегодня создание крыши становится для архитектора более увлекательной, но в то же время, и боле сложной задачей. Крыша перестала быть лишь частью здания, защищающей от проливного дождя и непогоды, она обрела новое дизайнерское измерение и новые критерии. Помимо скатных крыш теперь существуют плоские крыши, круглые крыши, наконец, выгнутые крыши. Появились новые материалы - плоская черепица (связующее звено между шиферной плиткой и шпунтовой черепицей), металлическая черепица, битумная шиферная плитка, цинк, медь, медь, свинец, синтетические материалы и каучук на основе сополимера этилена, пропилена и диенового мономера. И европейские, и мировые архитекторы с восторгом экспериментируют с новыми формами и материалами.
Благодаря огромному выбору материалов и форм, в распоряжении архитекторов оказываются самые различные варианты оформления крыши, что позволяет им дать свободу своему воображению. То же касается и других аспектов современной архитектуры, от окон и дверей до размера и формы внутреннего пространства здания. Найти правильное сочетание всех этих факторов, разумеется, непросто, но эта сложная задача лишь расширяет творческие горизонты архитектурного таланта и привносит волнующий элемент новизны в это старинное искусство.
В погоне за лучшим
Появление все новых и новых материалов не означает, что оригинальные, традиционные выходят из игры. На самом деле, все как раз наоборот. Некоторые считают современную минималистскую архитектуру бесчувственной и стремятся вернуться к истокам. Для таких архитекторов определение «традиционный» не кажется уничижительным. Они считают все традиционное подлинным и первоклассным. Для них крыша, покрытая природной шиферной плиткой или керамической черепицей - воплощение красоты и идеальных очертаний.
Для них экспериментальные материалы, созданные в подражание природным, не имеют никакого очарования. Главное для них - подлинность. Некоторые из них, в погоне за подлинностью, не используют в оформлении крыш вообще ничего, кроме традиционного шифера и других материалов, прошедших испытание временем, иногда даже столетиями, для создания невероятно очаровательных образов.
Традиционные материалы, новые формы
Тем не менее, связывать традиционные материалы исключительно с традиционной архитектурой и приемами оформления, было бы неверно. Ведущие производители керамической черепицы уже давно поняли, что их товар должен постоянно улучшаться и совершенствоваться, чтобы соответствовать быстро меняющимся запросам современной архитектуры. В их ассортименте находят отражение потребности, как архитекторов-традиционалистов, так и их инновационных коллег.
Именно поэтому керамическая черепица используется не только для покрытия скатных крыш. Сегодня существует множество выгнутых крыш, покрытых такой черепицей. Еще один новый прием - использование черепицы для покрытия наружных вертикальных стен. Как и распространение выгнутых крыш, эти изменения размыли строгие границы между крышами и наружными стенами.
Такое оформление - это проявление нового, волнующего и инновационного взгляда на хорошо известные материалы и приемы. При этом нелегко понять, где заканчивается стена и начинается крыша - но это не новаторство ради новаторства: на самом деле, такое объединение стены и крыши создает пятую стену, которой крыша, по сути, и является.
Эта эволюция связана с другими архитектурными тенденциями, которые в поисках единства уходят от традиционных разграничений. Яркий пример - стремление архитекторов к созданию интерьеров, перетекающих в наружное оформление, и наоборот.
Фразу «размывание границ» можно понимать и в буквальном смысле. Хотя регионы и народы, по большей части, все еще сохраняют свои архитектурные традиции, мы наблюдаем все более изумительные примеры смелого разрушения традиций. Архитекторы все чаще ищут новые формы за границами своей национальной культуры. В эру путешествий и информационных технологий зарождается стремление к нестандартному и творческому использованию знаний и технологий разны народов мира. Архитекторы приносят эти новые невиданные идеи в свои края. Хотя это всегда хорошо, последнее слово должно все же оставаться за теми, кто будет жить и работать в новом здании. Многие архитектурные стили и особенности имеют значение только в определенных климатических и национальных условиях, поэтому не всегда разумно копировать эти элементы в других регионах для декоративного оформления. Многим покажется немыслимой идея перенести средиземноморскую, испанскую или римскую виллу в норвежские фьорды.
Тем не менее, в некоторых стилях встречаются элементы, которые прекрасно подходят для использования в других регионах в измененном виде или в сочетании с другими материалами. Такие элементы зачастую придают особую выразительность архитектурному и визуальному языку и вдохновляют других архитекторов на поиск новых идей.
В этом смысле точность и подлинность имеют больше значение. Всеми силами стоит избегать имитаций, не имеющих под собой основания. Но если новая идея появляется как результат стремления архитектора к разрешению определенной проблемы, а выбранный материал гармонирует с общим образом, это можно только приветствовать.
Устойчивость здания
Эстетические аспекты, конечно, имеют большое значение, но они не должны быть единственными критерием при выборе формы и материалов крыши. Нужно стараться рассматривать проблему с разных точек зрения, иначе есть опасность забыть об изначальном и основном назначении крыши: защищать жителей от непогоды и ветра.
Главными требованиями к любой крыше являются изоляция и влагонепроницаемость. Поэтому при создании крыши стоит уделить внимание все усиливающемуся стремлению к надежным решениям - то есть, использовать материалы, которые гарантируют, что крыша долго прослужит, не нуждаясь в ремонте. Этим объясняется невероятная популярность традиционных материалов, например, керамической черепицы. К тому же, это стремление соответствует общей тенденции к самоизоляции и благосостоянию. Люди хотят жить в здоровой обстановке в окружении природных материалов. Назад к природе - это не просто новый девиз третьего тысячелетия; он надежно обоснован.
Взглянув шире на проблему постройки долговечных зданий, мы обнаружим, что все больше архитекторов и строителей готовы использовать альтернативные приемы, которые позволяют использовать природные ресурсы с точки зрения устойчивого развития. Один пример - это встраивание в крыши солнечных батарей. Раньше солнечные батареи не сочетались с общим оформлением здания; то же самое касалось и создания окон в крышах, поскольку они имели чисто утилитарное назначение. Эти времена давно прошли. Сейчас появляются все новые доказательства того, что оформление и альтернативные материалы и приемы могут прекрасно сочетаться.
Установка солнечных батарей - похвальное начинание, но то же самое можно сказать и о высококачественной изоляции. Это очень эффективный метод воплощения в жизнь принципов постройки устойчивого и долговременного здания. Дополнительные средства, которые приходится затратить на то, чтобы снабдить крышу парой сантиметров дополнительного изолирующего материала, не имеют значения, если учесть, сколько пользы принесет эта изоляция в долгосрочной перспективе и как эффективно это помогает экономить энергию. Хорошая изоляция выгодна не только для окружающей среды, но и для владельца здания. Долг архитектора - указать на это своим клиентам. С самого начала, инвестировав средства в более качественную или дополнительную изоляцию, строители и архитекторы помогают в краткосрочной перспективе - сберечь окружающую среду, а в долгосрочной - избежать ненужных издержек.
Однако долговременность здания зависит не только от типа и толщины используемых материалов. Работа кровельщика и дизайн, предложенный архитектором, также имеют большое значение. Строитель может заказать самую толстую изоляцию, но если она положена неправильно, это обернется лишь пустой тратой денег. И это касается не только изоляции, но и общего эстетического впечатления, которое производит здание. Даже самый великолепный и оригинальный дизайн может превратиться в кошмар, если его неумело воплотить в жизнь.
Главная обязанность архитектора - помочь строителю выбрать хорошего кровельщика. Именно архитектор определяет, достаточно ли кровельщик компетентен и сможет ли он охватить всю задачу в целом. Архитектор должен следить за всеми техническими усовершенствованиями, знать характеристики новых материалов и технологий. Лучший мастер или архитектор - тот, кто постоянно учится у своих коллег и вместе с ними расширяет границы современной архитектуры, улучшая качество продукции, которую предлагает своим клиентам.
| |